Парфюмер: смотреть или читать?

Катя Chё: Этот роман имеет великолепнейшие отзывы. Фильм тоже не оставил людей равнодушными. Но я считаю, что несмотря на выдающийся талант Патрика Зюскинда, просмотром фильма можно ограничиться, чтобы проникнуться духом романа и того времени, в котором «творил» свои деяния главный герой Гренуй. Как ты считаешь, стоит ли тратить свое время на книгу?

Наташа Chё: Книгу прочесть необходимо в любом случае, а вот считать тратой времени просмотр фильма или нет, дело каждого. Фильм, какой бы он не был крутой, – это картинка, навязанная режиссёром, книга – это твоё собственное видение, твои индивидуальные детали, складывающиеся из приобретённого до момента чтения опыта. Однозначно: читать!

Катя Chё: Но в данном конкретном случае картинка очень сопоставима с романом и реалистично отображает то, что рисует воображение при чтении. Вот ты сначала читала или смотрела? И знаешь, я готова поспорить на тему полезности этого произведения. Конечно, роман замечательный, но уж больно отвратный. Это моральное падение человека просто тошнотворно, и дочитать книгу меня заставили только безграничный писательский талант Зюскинда и отзывы критиков. Но в целом книга оставила противное впечатление…

Наташа Chё: В том-то и дело, книга настолько точно передаёт безобразность этого существа (не поворачивается клавиатура назвать его человеком). Читая роман, думаешь о том, какая это мерзость, испытываешь отвращение, злость, негодование и даже шок. А в фильме так или иначе преподнесено всё сдержанно, даже сцены, где он срезает волосы, обмазывает мёртвые тела жиром, они сняты красиво, да, никак иначе это не назовёшь. И сам главный герой в книге описан ничтожеством, от которого шарахаются окружающие, он даже на свет появился нежеланным и был тут же выброшен в рыбные отходы.

Один только этот эпизод заставляет волосы вставать дыбом. В киноверсии главный герой немного возвеличен и даже сексуален, глядя на него, не испытываешь такого отвращения, как читая многочисленные описания этого безобразного человека в книге, причём он безобразен как внутренне, так и внешне.

Катя Chё: Хорошо. Как известно, литература должна учить чему-то правильному, а тут сплошная мерзость. Зачем тогда человеку читать этот роман? Что полезного и нужного он почерпнет из этой дряни? В фильме хотя бы всё несколько прикрыто.

Наташа Chё: Да, но только ощутив это невообразимое противоречие, можно понять суть произведения. Безобразнейший человек, творивший немыслимые зверства над девушками, распоряжавшийся судьбами невинных созданий, повергший в страх целый город, делал это для того, чтобы создать самый прекрасный восхитительный аромат во Вселенной, который бы сводил с ума всех вокруг, который бы сделал изобретателя властвующим над людьми, их эмоциями, умами и т.д.

Катя Chё: Получается, что ты его оправдываешь. Похоже на то, что «любые средства хороши для великой цели». Я понимаю, что сейчас утрирую, но чем дальше мы об этом разговариваем, тем больше в твоих словах это сквозит. Помнишь, ты говорила, что расскажи школьникам о вреде наркотиков и один-двое их попробуют, а расскажи о спорте и один-двое пойдут пробовать? Этот роман – олицетворение этой фразы.

Наташа Chё: Я ни в коем случае его не оправдываю, ведь он сам в финале произведения признается себе в том, что грубо говоря «насильно мил не будешь».

Катя Chё: Это, по-твоему, главная мысль произведения?

Наташа Chё: Никакой аромат, даже самый прекрасный на свете, не подарит человеку настоящих чувств, любви, дружбы, признания и т.д., поэтому он выливает на себя этот флакон с духами и отдаёт свое бренное тело на растерзание таких же отбросов общества, как он. То есть родился в рыбных отходах, а умер в отходах людских…

Катя Chё: Фу, это омерзительно! Мне кажется, что в принципе, для полной картины нужно и читать, и смотреть. Вот только в каком порядке? Я сначала всё-таки смотрела, и фильм-то и заставил меня взять в руки книгу. Традиционно считается, что фильм значительно уступает литературе, но в данном случае мне в экранизации понравилось всё, особенно довольно красочно и подробно представлены запахи Парижа. Поэтому фильм имеет место быть, если он спровоцирует кого-то на чтение.

Наташа Chё: Фильм имеет место быть! Но я изначально читала книгу, и, уверена, что ни один режиссёр не сможет передать, как это сделал автор, например сцену всеобщей оргии, когда люди напрочь позабыли о своих низших потребностях, проблемах и начали любить друг друга, предаваться всевозможным утехам прямо на городской площади, и хотя эта любовь и страсть были иллюзорными, как и всё, что творил Гренуй, они доказали, насколько могущественной может быть идея. Идея одного человека. Том Тыквер, конечно, тоже зрелищно показал этот эпизод, но мое воображение было более изобретательно)))

Теперь выбор за вами!